«Даже те, кто по настоящему имел опыт Пустоты, должны поддерживать свой успех на Пути до достижения совершенной Земли Будды. Так нужно постоянно прилагать усилия для накопления Заслуг и Мудрости».
«Слова моего Всеблагого Учителя»

Dilburi good photo 1 Чакрасамвара

Чакрасамвара проявление совершенного абсолютного Будды, воплощение абсолютного просветления в пространстве едва уловимой, чистой энергии - Самбогакая. Это подлинная природа нашего ума и Вселенной. Для практикующих Ваджраяну Чакрасамвара (འཁོར་ལོ་སྡོམ་པ) является Идамом, божественной формой, отождествляя себя с которой, практикующие духовный путь стремятся познать универсальную Истину. Эта практика - высшая буддистская тантра – Аннутара йогатантра (རྣལ་འབྱོར་བླ་ན་མེད་པའི་རྒྱུད), пришла в наш мир через Махасиддхов Индии около VIII-ого столетия нашей эры. Чакрасамвара является главным Идамом для многих линий передачи, особенно последнего периода, духовных благословений в Гималаях.  Одна из этих линий Друкпа Кагью – славная совершенная школа йогинов.
Shashur walls chakrasamvaraДля практикующих тантру,  Чакрасамвара в союзе Яб-Юм  олицетворяет  благословенный союз искусного метода и мудрости, также называемый союзом блаженства и пустоты, проявляющийся, как  объятия мужчины (Яб) и женщины (Юм). Методом выступает сострадание - всеобщая мужская энергия, которая, в конечном счёте, является светом ума, при помощи чего возникает весь  феноменальный мир. Мудрость является всеобщей женской энергией, которая, главным образом, открытая, чистая или пустотная сторона ума. Через мудрость пустоты феноменальный мир  осознаётся, в конечном счёте, как непостижимый,  бесконечный, наполненный энергиями блаженства и мистически рациональный.
Если кто-либо следует по пути к Просветлению, то искусный метод и мудрость никогда не разделяет, а, наоборот, рассматривает их в союзе,  как суть реальности. Реализация этих двух принципов в неделимом великом союзе (Махамудра) открывает высшее духовное блаженство Будды. Поэтому Чакрасамвара известен, как Демчок (བདེ་མཆོག) - «Высшее блаженство».
На внешнем уровне практики Ваджраяны Чакрасамвара проявляется, как гневный Херука (ཧེ་རུ་ཀ). Это для того, чтобы помочь нам победить наши эгоистические представления, обуздать гнев и трансформировать желания  в то время, когда мрак неведения будет доминировать и процветать, превознося гордыню и эгоцентризм. В отличие от других божественных форм, которые проявил Будда, Чакрасамвара не растворяется. Он присутствует в нашем мире: это выражено в проявлении  безграничного  благословения - источника неограниченной  силы в особых местах. Дильбури- это такое место, хотя обычным зрением невозможно увидеть присутствие Чакрасамвары, до тех пор, пока не будет достигнуто значительное очищение.
Совершая своё первое обхождение (Тиб. Кора - སྐོར་ར་) вокруг Дильбури в 1996 году, его святейшество Гьялванг Друкпа ясно слышал мантру Чакрасамвары повсюду вокруг, разносимую порывами ветра. Если мы сонастроим с реальностью состояние нашего ума, что является абсолютным проявлением Чакрасамвары, мы тоже сможем услышать его мантру. Фактически, до середины XX столетия, приверженные местные жители могли регулярно слышать мелодии музыкальных инструментов, которые используются в религиозных ритуалах, чудесным образом исходящих с горного склона, как будто божества были заняты исполнением священных церемоний. Это случалось в благоприятные дни, такие как 10- й и 25 –й лунные дни, когда собираются Даки и Дакини. Есть много свидетельств. Такое также случалось во время  реставрации гомпы Гандхола в XIX веке. Оставив скептический материализм и открыв наши сердца,  мы можем вследствие этого легко приобщиться в Гарше к непосредственной близости просветленных вибраций и высших существ.
Паломничество к такой обители - это великое очищение. Мы должны воспринимать Херуку не как нечто внешние, отделённое от нас самих, а как абсолютное состояние нашего ума: совершенную нашу природу и истинную реальность всех объектов восприятия. Если нам пока тяжело достигнуть такого восприятия, то тогда это практика, стезя  благословения, для того, чтобы приобщиться к мудрости и стать мудрее. В каждом храме, который мы посещаем в Гарше, в той или иной форме представлен Чакрасамвара. Всякий раз, когда мы сталкиваемся  с этим образом, мы можем  развивать присутствие посредством нашей приверженности и медитативного состояния. Это в значительной мере усилит  конечную цель паломничества и связь с Идамом. Если мы не имеем необходимых посвящений  для того, чтобы  непосредственно установить связь с Чакрасамварой, мы можем обратиться к любому другому Будде или Бодхисаттве, например, такому как Авалокитешвара (Ченрезик), потому что Чакрасамвара - это отец всех Будд, которые, по сути, едины.
Здесь, когда мы находимся на сакральной земле, даже если мы не были посвящены в могущество Ваджраяны, обычная вера способна дать нам понимание  конечной истины, а также оказать грандиозную поддержку и наградить благодатью. Самый лёгкий способ получить это – открыть  наше сердце через искренние почитания и служение, используя простирания и различные пожертвования. Эти простые практики крайне важны. Полагаясь на высочайшие благословения Будды, которые окружают нас, мы позволяем нашей собственной природе, неотличной от природы Будды,  расцветать, до тех пор, пока она не станет неделимым, не двойственным пространством полного Просветления.

Гуру Гхантапа - Дильбупа

dilbupa garshaХотя в авторитетных текстах не содержится таких подробностей, устные предания гласят, что название Дильбури (དྲིལ་བུ་རི་) (в некоторых тибетских текстах Гхантари. Тиб. - "Ри" имеет значение «гора») происходит от прославленного индийского Махасиддхи Ваджра Гхантапы, общеизвестного как Гхантапа. Его имя на тибетском языке - Дордже Дильбупа (རྡོ་རྗེ་དྲིལ་བུ་པ་). Гханта «дильбу» (колокольчик) пробуждает тантрическую женскую энергию мудрости и бескорыстной деятельности. Ваджра представляет мужской принцип - сострадание. Полное имя Дордже Дильбупа, таким образом, указывает на союз искусного метода и мудрости. В прошлом, Дильбури, в самом деле, называли Дордже Дильбури, Гора Спонтанного Союза.
Такие Махасиддхи, как Дильбупа, осознали природу Вселенной - Высшие Сиддхи или Высшее Благословение, полагаясь на просветленного гуру. Пренебрегая условностями и придерживаясь только реальности, они открыли путь через состояние человека в спонтанное состояние свободы, наделённое непревзойдённой мистической силой. Бесчисленные махасиддхи появлялись и продолжают появляться в ходе истории буддизма, но в текстах упоминаются только основные 84 мужчины и женщины. Многие из этих легендарных мастеров, такие как Тилопа и Наропа,- индийские основатели буддистских тантрических линий передачи Тибета и Гималаев.
Гуру Гхантапа (Дильбупа) привнес в наш мир тантру Чакрасамвары. В его жизнеописаниях рассказывается, что он был первым принцем Наланды, позже ставшим продвинутым монахом. По наставлению своего гуру, он отправился в Уддияну, где был посвящён самой Ваджраварахи (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ་).
Позже он оставил свои монашеские обеты и взял божественную супругу эманацию Ваджраварахи. Большинство людей боготворили его, но король Ориссы усомнился в чистоте практики Махасиддхи. Входе одного из притеснений Гуру Гхантапа вознёсся в небо, трансформировавшись в Чакрасамвару, а его духовный партнёр - в Ваджраварахи, и никогда не появился снова. Это случилось около 1200 лет назад.
Традиция говорит, что Махасиддха Дильбупа достиг Наивысших Сиддх полного просветления, медитируя на Дильбури. Вот как гора получила своё название. С тех пор скалистая вершина считается его вечным пристанищем.
Нерушимая Пещера Чистого Света (འོད་གསལ་རྡོ་རྗེ་ཕུག),что расположена в Шиле на южном склоне горы, говорят, тоже была его местом практики.
Больше всего само имя Гуру Гхантал или священные земли Гандхолы, говорят, пробуждают его наивысшие духовные достижения. Это уникальное и самое раннее по времени возникновения в Гарше святилище  возвышается на священной  горе в особом месте, которое носит название Сангам.

Сангам - священный треугольник - начало Вселенной

Прямо у подножия  Дильбури две реки Чандра и Бхага сливаются в одну – Чандрабхагу (Ченаб). Формируя ландшафт Гарши, они ветвятся с двух сторон перевала Баралаша, затем текут в противоположных направлениях, описывая круг, и окончательно встречаются снова. Место их слияния  считается благоприятным для проведения кремаций покойных и рассеивания их праха. Это место погребальных церемоний также считается священным для последователей индуизма. Для буддистских йогинов это место силы, так как здесь соединяется энергия течений, улучшая особые медитации, проводимые с целью искоренения всех форм страхов и цепляний, связанных с неправильным пониманием собственного "Я". В своей биографии великий йоги Рангрик Репа (XVII век) повествует о том, как он был здесь во время паломничества. Великий йоги прибывал на этом месте в состоянии благоговейного созерцания. Слияние двух рек может также символизировать идама Чакрасамвару в союзе Яб Юм.
Как ни странно, последователи индуизма считают место слияния рек торжеством божественного соединения.
Ещё  для сиддхи Занскари и учёного Наванга Церинга, ученика Рангрика Репы, там лежит  «Священный треугольник матери всех Будд, от которого происходят все явления».  Это не что иное, как мандала Ваджрайогини, символический первоисточник вселенной: пустота.

Гандхола, священная земля Гуру Гхантал.

Высоко над Священным Треугольником на крутых склонах Дильбури  расположена легендарная земля Гандхола, «благоухающее место Просветления», почитаемое как старейшее и самое  благословенное место для медитации в Гарше. Также называемая Гуру Гхантал. Предание гласит, что она названа в честь Гуру Гхантапы (Дильбупы).
В некоторых древних текстах, название Гандхола относится к местному храму, в других им называют всю Дильбури. Это гора Гандхола, огромное «благоухающее место Просветления», которая даже дала название древнему княжеству «Гондхла». В мире буддизма, «Гандхола» - это санскритский термин для священных мест поклонения, таких как Бодхгая в Индии, где Сиддхарта Гаутама достиг состояния Будды; или Сангаг Чолинг, главный монастырь Друкпа Кагью в Тибете. По достижению Просветления индийским махасиддхой Гхантапой местные стали называть священную гору его именем -  Дильбури. Дильбури и Гандхола повсеместно наполнены вибрациями его высшего пробуждения.
Ниже Гандхолы, где соединяются реки Чандра и Бхага, 70 лет назад былаAvaloketeshvara dilburi обнаружена голова античного коронованного изображения Авалокитешвары, относящегося к VIII веку. Местное предание гласит, что она появилась тут чудесным образом. Историки утверждают, что она из древнего храма Гандхола. Возможно, древний храм был уничтожен обвалом или разрушен землетрясением. Белый мрамор свидетельствует о том, что храм был довольно значимым, чтобы хранить огромную и тяжёлую священную статую, привезённую издалека, из тех мест, где добывают мрамор. В любом случае, находка довольно интересная.
В течение последнего тысячелетия земля Гандхола была благословлена посещением нескольких величайших сиддх Индии и Тибета. Группа небольших пещер и природных укрытий была местом для практики аскетов - искателей просветления с незапамятных времён. Из упоминаний гималайских йоги, которые практиковали здесь на протяжении последних 800-т лет, Гандхолу посещал непрерывный поток пилигримов и йогинов. Археологи действительно находят, что буддистские монахи здесь жили уже в I веке нашей эры. Её сила, помогающая открыть глубину ума, восхвалялась Гьялва Гоцангпой, Друбтопом Оргьенпой, Рангриком Репой и многими другими практикующими. Кроме того, благословлённые даками и дакини, эти йоги ощущали, что «все реки, деревья и растения были пропитаны целительными, трансформирующими  свойствами». Здесь они углубили свою духовную реализацию.
В Гуру Гхантал или Гандхоле также лежит необычайно священная погребальная земля, отмеченная ступой, в которой находятся драгоценные реликвии таинственных реализованных созерцателей из отдалённого прошлого. Почти висящая в небе, эта земля была местом погребения мёртвых тел жителей Гарши с давних времен. И в наши дни, прядь волос должна быть принесена сюда не позже, чем через ночь после смерти человека. Для местных жителей, практикующих тантру, это место настолько священно, что они считают его одной из 8-ми признанных Погребальных Земель, упоминаемых в буддистских тантрах.
Старинный бронзовый сосуд, датированный I веком до нашей эры, был случайно найден в Гандхоле в 1857 году после оползня, обнажившего сводчатую полость. Его приписывают древнему разрушенному буддийскому монастырю. Местные жители также находили металлические сосуды из ценных сплавов, которые, как считают эксперты, использовались в ритуальных целях. Хранимый в Британском Музее, древний сосуд говорит о том, что в Гандхоле буддизм практиковали ещё 2000 лет назад. Чеканка на бронзе сосуда воспроизводит королевское шествие.
Сиддха Оргьенпа, которого часто упоминают в тибетской традиции, медитировал в течение 6-ти месяцев в Гандхоле во время своего знаменитого паломничества в Уддияну в районе 1254 года. Он встречал много йогинов и сделал запись о том, что великий индийский святой Нагарджуна, почитаемый как потрясающий буддистский философ, махасиддха и алхимик, останавливался здесь несколькими столетиями ранее. Нагарджуна известен своим долголетием. Он прожил 600 лет, со II-го по VIII-е столетие. Согласно Оргьенпе, Нагарджуна добился изумительного достижения в алхимии, превращая обычные металлы в золото на самой Гандхоле. Есть и другие упоминания о пребывании Нагарджуны в долинах Химачала Манди, Кангре и Чамбе. Монашеской пещере на холме Тарана в Манди, где он практиковал,  останавливая эпидемии и занимаясь алхимией, поклонялись до недавнего времени. Более того, предание Лахаули гласит, что он также побывал в долине Чандрабхага в Трилокинатхе.
Вплоть до средневековья для индийских сиддх, которые практиковали Ваджраяну, Гандхола была значимым местои для медитаций, а также центром паломничества. Позже, когда индийский буддизм пришёл в упадок, в это место силы устремились гималайские созерцатели из линии Друкпа, которые сохраняли традицию сиддх странствовать по священным местам йогинов. С XIII столетия Гандхола стала знаменитым местом для достижения успеха в медитативной практике среди всех Гималаев. Эта традиция неизменной хранилась столетиями местными йогинами, вплоть до первого Кунга Ринпоче. А также многие практики совершенной Махамудры, принесли её в Тибет из Индии и Кашмира.
Гандхола была также мистической отправной точкой для некоторых других очень древних храмов, которые появились 1000 лет назад. Предание гласит, что священные образы божеств из Удайпура (Маргула) и Гумранга обычно приходят, чтобы поклониться им в особые дни, а затем возвращаются к своим алтарям. Постепенно, к XVII веку, храм Гуру Гхантал разросся до главного и самого знаменитого монастыря Лахула.
Гандхола была также начальной и конечной точкой знаменитой коры вокруг Дильбури. На пути, между гомпой и вершиной, течёт журчащая Долма Чудунг, «Спасающий родниковый источник». Там, почти незаметным руинам жилища в древней пещере поклоняются как месту практики таинственной женщины или монахини, призываемой как дакини. Полагают, что она могла быть спутницей Гуру Гхантапы.
В 2007 и 2009 годах, несколько сотен паломников  со всего мира совершили обхождение священной горы вместе с Его Святейшеством Гьялвангом Друкпа, Кьябдже Сэ Ринпоче и другими учителями.
way to dilburi

Кора вокруг Дильбури

Ординарные существа не могут воспринимать то, что могут видеть и чувствовать возвышенные. Всё же обычные люди, открывая сердце, с преданностью и пониманием способны пройти вокруг священной горы Дильбури и войти в контакт с её силой.
dilburi rangtse 2С этой целью, начиная с XIII-ого столетия, Дильбури обходят бесчисленные  последователи по пути, который впервые проложил сиддха Оргьенпа.  В последние десятилетия  величайшее духовные гуру Ваджраяны приходили сюда, чтобы совершить обхождение. Среди них были Его Святейшество Далай Лама, Сакья Тринзин, Гьялванг Друкпа, Дрикунг Четсанг Ринпоче и многие другие гуру, тулку, йогины, последователи различных школ. Такое обхождение – это классическая часть ежегодного паломничества местных жителей со всего Лахула. Кроме того, оно привлекает практикующих со всех Гималаев и не только.

Совершая это мощное обхождение, не стоит разочаровываться, если мы не восприняли ничего, кроме дуновений сильного ветра, благоухания целебных трав и пения птиц. В таком сакральном месте даже дуновения ветра и голоса птиц могут наполнять благодатью. При обходе нужно проявлять упорство: кора может занять от 7  до 12  часов или даже больше. Приготовтесь к довольно интенсивной и долгой ходьбе в гору. Высота верхней точки около 4500 метров над уровнем моря. Нижняя точка около 3500 метров. Обхождение осуществляется в своем собственном комфортном темпе, начитывая мантры и повторяя молитвы, помогая сосредоточению ума и сохранению восприимчивости. Периодически можно делать остановки для того чтобы отдохнуть, помедитировать, перекусить и снова упорно двигаться дальше.
"Лицо" Дильбури двойная вершина Кьяркьок – это ещё один источник изумления для духовных практикующих. Она символизирует Чакрасамвару в союзе. Непосредственно подойти к вершине проблематично и рискованно. Пока мы можем, по крайней мере, созерцать её и искать благословения, совершая кору вокруг Дильбури или посещая гомпы в долине Бхага.

Когда мы поднимемся на Дильбури Рангце, где есть несколькими простых каменных ступ и небольшое помещение для масляных светильников, там мы можем сделать Ганапуджу, поднести санг, выполнить простирания, развесить лунгта или проделать другие практики. Всё же, желательно не оставаться там слишком долго. Не только местная погода может быть довольно суровой, с леденящим свирепым ветром и внезапным дождём и грозой с градом в любое время, но, чтобы завершить обхождение, нужно также и проделать спуск, а это напряжённая и долгая ходьба. По завершению коры,  в сосредоточенном состоянии, следует сделать посвящение заслуг и произнести благоприятствующие молитвы. Это поможет увеличить и сохранить заслуги от столь сложного обхода и принести пользу всем живым существам.
Обхождение по общепринятому маршруту легко совершается за один день. Некоторые местные практикующие могут, в действительности, совершить её и дважды за день. Увеличив радиус обхождения можно пройти традиционную двухдневную кору, проведя ночь на Гондхле и посетив  гомпу "Шила" и храм "Чёкхор" на второй день. Можно также посетить и гомпы на северном склоне Дильбури, такие как Гандхола, Лама Гомпа, Карданг Гомпа и т. д.
lama gompa dilburi
Некоторые последователи проделывают ещё больший  круг, который описывается реками Чандра и Бхага через перевал Баралача. Это паломничество охватывает общирные территории, прилегающие к Дильбури. На это уходит неделя.
В 2009 году второй Кунга Ринпоче возродил традицию совершать однодневную кору  в течение тринадцати дней подряд в честь тринадцати божеств Мандалы Чакрасамвары. Число тринадцать также может символизировать тринадцатую бхуми или «уровень полного просветления». До недавнего времени была также практика совершать в десятый день лунного месяца  тринадцать кор непосредственно вокруг вершины  горы вместе с ганачакрой. В наши дни мы не можем подойти к вершине, так как опасная крутая тропа обвалилась и стала непроходимой. Его Святейшество Далай Лама предостерегал об опасности такого обхождения, добавляя, что вершина слишком священна, чтобы попирать её ногами.
Есть и "детский" вариант коры, когда часть пути проезжают на транспорте. Есть и прецеденты, когда обхождение Дильбури было выполнено вместе с простираниями.
2016 году Кунга Ринпоче с местными жителями в количестве нескольких сотен человек совершили обхождение вокруг Дильбури. На пути они подчистили местность от мусора, а на вершине привели в порядок ступы и святилище.
Буддистские тексты говорят, что любая молитва, исходящая из глубины сердца в таком  месте силы, как Дильбури, будет исполнена. Здесь очищение от негативностей и накопление положительной энергии происходит моментально. В 2007 году его святейшество Гьялванг Друкпа поведал, что одна кора вокруг Дильбури стоит трёх обхождений вокруг горы Кайлаш. Разве хорошая карма, которая привела нас к Дильбури, не чудесна, в самом деле?

Много фотографий Гарши. Дильбури кора. Гомпы.