budda-headГьялва Лорепа Вангчуг Цондру родился в Йорпо Цхунг Драгчен (Yorpo Zhung Dragchen) в семье клана Ло-нанг. Шераб Гьялцен, йогин школы Ньингма, и Меса Киде (Mesa Kyide), праведная женщина, были богатыми людьми, но у них не было потомков. Поэтому они отправились в Лхасу, поднесли огромные подношения Авалокитешваре и молились за возможность получить ребенка. В ту ночь матери приснилось, что стрела, украшенная драгоценностями, вошла в нее через макушку. После зачатия ей снились чудесные сны – как будто огромный светильник светит из ее межбровья и освещает целый мир. В 1188, в год Земляной Обезьяны, у нее родился сын. Рождение сопровождалось благоприятными знамениями. С трех лет Лорепа находился у мастера школы Ньингма. В шесть лет он научился читать и писать, а также знал много сутр, таких как сутра Праджня-Парамиты, хотя его и не обучали им. Когда Лорепе было семь, его мать серьезно заболела; он сел во главе ее кровати и начал молиться Трем Драгоценностям, и у него было видение Тары. Вскоре его мать выздоровела. Он никогда не играл с другими детьми, вместо этого он садился на крыше своего дома и размышлял, есть ли разница между снами и явью. Наблюдая за страданиями существ в сансаре, он часто плакал, и в нем выросло глубокое чувство преданности гуру и Дхарме. В нем развилось безмерное чувство сострадания ко всему живому, и ему доставляло удовольствие отдавать вещи нуждающимся. Он хотел следовать по духовному пути, однако его мать заключила договор о женитьбе с дочерью влиятельной семьи Тхабжи Пондар (Thabzhi Pondar). В девять лет Лорепа отправился в Лхасу, где молился одинадцатиликому Авалокитешваре и встретил Цханга Ринпоче, к которому почувствовал глубокую преданность. Он хотел, чтобы его посвятили в монахи, однако обстоятельства не позволяли этого сделать. Когда Лорепе было 16, Цангпа Гьяре посетил Цхунг. Лорепа и его отец принесли ему множество подношений и получили несколько Вангов; Лорепа внезапно почувствовал истинную религиозную преданность, получая различные учения. В возрасте семнадцати лет он отправился с несколькими друзьями в Нитханг, чтобы обучиться у Цангпа Гьяре и выразил желание стать монахом. Однако, Цангпа Гьяре сказал: «Твой отец и родственники будут несчастны. Необходимо умело создать благоприятные условия дляотречения». Когда все вернулись домой, Лорепа уединился в пещере в Намдруке на три дня. Позже он был посвящен в духовный сан в Киормолунге (Kyormolung) в присутствии Джосея Бети Драчомпа (Josey Beti Drachompa) и ему дали имя Вангчуг Цондру. Затем он снова отправился в Намдрук, чтобы увидеться с Цангпа Гьяре; несмотря на то, что отец Ларепы и другие приходили, чтобы забрать его обратно, он отказался идти с ними. Он опять попросил Цангпа Гьяре позволить ему остаться, но Цангпа Гьяре посоветовал ему вернуться домой еще раз и сказал, что после не будет никаких препятствий. Итак, он вернулся домой. Родственники Лорепы собирались запереть его с женщиной, однако его мать предупредила его и помогла сбежать. Он остался с Цангпа Гьяре в Намдруке и получал учения по туммо и другие наставления. После этого он оставил на себе только тканевую накидку, и его стали называть Лорепа или «хлопковая накидка клана Ло». Осенью родственники Лорепы пригласили Цангпа Гьяре в деревню, чтобы он провел учения. Потом они сказали: «С самого детства была организована женитьба Лорепы с дочерью могущественного мужчины. Он не может стать монахом». И они попросили Цангпа Гьяре снять с него обеты. Лорепа попросил разрешения у Цангпа Гьяре ответить им и сказал: «Можно владеть всем золотом мира, но во время смерти оно вам не понадобится. Даже родственники и друзья не в силах предотвратить смерть. Поэтому, даже угроза смерти не заставит меня отказаться от сана монаха». Услышав это, рассерженные люди успокоились. Лорепа и его отец сопровождали Цангпа Гьяре в Намдруг и получили посвящения. В ту осень Лорепа получил полные обеты для посвящения в духовный сан. После получения всех учений Махамудры и Чакрасамвары, он отправился на три года в отшельничество. Как-то раз он получил известия о том, что его отец болен. Перед тем, как пойти проведать его, он получил три совета от Цангпа Гьяре: «Если ты молишься Гуру, вся практика Дхармы будут успешна; если ты сохраняешь присутствие, то никакие препятствия не встанут на твоем пути; если ты не становишься причиной разногласий или распространения слухов – это высочайшее богослужение». Вскоре его отец скончался. Лорепа провел похоронную службу покойному отцу, сделал подношения монахам и раздал зерно и вещи местным жителям. Он также сжег все кредитные письма. По возвращению в Намдрук он принес тринадцать обетов в присутствии Цангпа Гьяре:

 

1. Не мстить, даже если кто-нибудь причинит ему вред;

2. Не принимать никаких подношений, если только это не подношения сообществу монахов;

3. Не обращаться ни к кому за едой, даже если у него нечего будет есть;

4. Сидеть в прямом положении, не используя даже травинки для поддержки;

5. Не быть вовлеченным ни в какие сплетни, принимать участие только в духовных разговорах;

6. Не ходить по деревням, а оставаться в уединенном убежище;

7. Носить только одежду из ткани;

8. Не носить кожаную обувь;

9. Сидеть неподвижно на одном месте;

10. Выполнять практики ежедневно независимо от обстоятельств, чтобы накапливать даже крошечные семена добродетели;

11. Ежедневно проводить четыре сессии практики Чакрасамвары зарождения и стадию завершения;

12. Не хранить ничего, что будет более чем необходимо до наступления следующего дня, за исключением тех случаев, когда он находится в уединенном прибежище;

13. Ставить других людей, в том числе прокаженных и нищих, выше себя.

 

Цангпа Гьяре сказал: «Нет нужды давать такие клятвы. Даже Будда занимался тапасьей только шесть лет. Поэтому и ты можешь придерживаться данных клятв только шесть лет». Лорепа отрекся от всего, и проводил все время медитируя. Он сказал Цангпа Гьяре о своем желании пройти по кладбищам Индии, чтобы практиковать Роньём (Ronyom) или "Один Вкус". Однако, Цангпа Гьяре посоветовал ему остаться с Гуру и получить учения, чтобы рассеять все сомнения, пока Гуру еще жив. Поэтому Лорепа остался в Намдруке. Когда Цангпа Гьяре заболел, Лорепа прислуживал ему как ассистент. В это время он узнал много пророчеств от Цангпа Гьяре. После смерти Цангпа Гьяре, Лорепа провел все похоронные церемонии.
Таким образом, с семнадцати до двадцати четырех лет он поддерживал Гуру Цангпа Гьяре тремя способами: духовной практикой, материальными подношениями и служением. Потом Лорепа один год являлся ответственным за проведение дискурсов, пока Онре Дарма Сенге проводил учения в Намдруке. Зимой он медитировал в Ялунге, а весной возвращался в Намдрук. Всего он провел три года в уединении в Ялунге. Лорепа провел один год под скалой в Кхараг, известной как Дэва Долма. Зимой все покрывалось снегом, и он испытывал трудности с водой и дровами. В то же время, у него были сложности со здоровьем. Однако, все эти трудности только помогли ему осознать, что в сансаре нет ничего кроме страданий. Он молился день и ночь своему гуру с глубокой преданностью, и ему явился Цангпа Гьяре. Все негативности были очищены, и все условия, хорошие и плохие, превратились в причины для отречения. Таким образом, ему пришло понимание иллюзорности относительной истины. В общей сложности он провел пять лет медитируя в MaharashtraКхараге. Вплоть до сорока семи лет Лорепа медитировал в отдаленных местах, где было мало еды, в таких как Семодо, возле озера Намцо, в Северном Тибете и в районе горы Кайлаш. Затем ему явился Цангпа Гьяре, и наставил его, что пришло время работать во благо всему живому. Ваджра Варахи также предсказала, что его деятельность на благо живых существ будет иметь успех. Хотя последователи предлагали построить монастырь, Лорепа отказался формально поддерживать конгрегацию учеников. После тринадцати лет медитаций в районе Кайлаша, Лорепа вернулся в Цанг в центральном Тибете. Потом он посетил монастырь Шалу и там молился изображению Авалокитешвары. Там сложились благоприятные условия для начала его деятельности. Местный старейшина в Тодлунге предложил ему монастырь Шингкам. В следующем году он основал монастырь Чумиг Карпо и провел там лето. По мере того, как собиралось все больше последователей, он получал все больше подношений. Однако, Лорепа сказал, что процветание мешало духовной практике и он решил уйти практиковаться в более уединенное место. По пути в Джомо Ганг, по настоятельной просьбе покровителей, он основал монастырь Силбоче и провел там зиму. Затем он вернулся в Намдрук и преподнес значительные духовные и материальные подношения Онре Дарма Сенге. Когда Лорепе было сорок семь, он основал монастырь Ури и начал там официально покровительствовать монахам. Все монахи уходили в ретрит летом и зимой, после получения учений, которые проходили соответственно весной и осенью. Более ста монахов оставались в монастыре, остальные были направлены в горы медитировать, некоторые же медитировали в уединенных кельях, которые были закрыты со всех сторон. Потом Лорепа отправился в Паро Такцанг в Бутане, место, благословленное Падмасамбхавой, и остался в горах над Такцангом на три года. В пятьдесят четыре года Лорепа начал строительные работы в монастыре Карпо Чолунг, где весной собралось около 10000 последователей. Он даровал исчерпывающие учения. Более 800 последователей отправились медитировать в святые места и горы. Более 500 остались и медитировали в уединенных кельях. Лорепа отправил все подношения, которые он получил в Ралунг и Намдрук. Затем с группой последователей он отправился в Лходрак в южном Тибете. Из Лходрака Лорепа отправился в Бумтханг в Бутане по приглашению ламы Сапхугра (Saphugra), где основал монастырь Тхарпа Линг. На обратном пути он реконструировал монастырь построенный царем Сонгценом Гампо в седьмом столетии в Кхомтхинге, Лходрак. Он также основал монастырь Сенге Ри и оставался в ретрите все лето и зиму. Весной и осенью он проводил учения последователям, которые собирались здесь. В шестьдесят два года Лорепа решил провести Ванг Чакрасамвары в монастыре Сенге Ри. Его последователи помнили обещание Лорепы о завершении своей активности в этом мире с важной инициацией, и они просили его не давать пока Ванг, поскольку это будет слишком тяжело для его здоровья. Однако, он отказал в их просьбе и провел учения для 1500 монахов. Затем он проповедовал на протяжении месяца и 15 дней без перерыва и посоветовал своим последователям практиковать все, чему он их научил. Постепенно его здоровье ухудшалось, он отправил все свое материальное имущество в Намдрук как подношение, и вскоре Лорепа скончался с благоприятными знаками и знамениями. Последователей Гьялва Лорепы стали называть «нижними Друкпа».