Токден Амтин родился в 1922 в Лхатоке в Кхаме, хотя стоит отметить, что точную дату его рождения определить проблематично.
Он стал монахом Друкпа Кагью

в юном возрасте и получил имя Тринлей Лодро от 7-ого Кхамтрула Ринпоче монастыря Кхампагар.

Под присмотром своего коренного ламы Тулку Сонама Тензина (Сотен Ринпоче),  Амтин ушел в пещерный ретрит в возрасте 24 лет.
amtin-1

 

Он получил практику Идама Ямантака Тро-чу, в которую в Друкпа Кагью посвящения не были широко распространены. 

 

Другой коренной гуру Амтина 8-й Камтрул Ринпоче также практиковал туже форму Ямантаки, как свою главную практику. Они оба получили ее от Сотена Ринпоче.

 

 Помимо совершенства в практике Ямантаки, Токден Амтин был также мастером ТрулКхор (Цалунг) – буддийской йоги, Шести Йог Наропы и учений Махамудры и Дзогчен.
Амтин-ла говорил про себя, что он практик КаНинг, что значит последователь двух линий передачи Кагью и Нингма.
Цокни Ринпоче (младший брат Чоки Нима Ринпоче) описывал Токдена Амтина, как последователя духовной традиции Друкпа, но практиковавшего Дзогчен Нингма. Далее слова Ринпоче  -
«Его духовная традиция Друкпа Кагью, но его практика Дзогчен Нингма-пы, как и у меня. Когда он жил в Тибете, то практиковал достаточно долго медитацию и стал очень умиротворенным. Он оставался в уединенном ретрите на протяжении 6-ти лет и чувствовал себя очень хорошо и комфортно.
В те дни  люди охотно подносили еду для практикующих йогинов  в  уединении, или йогины выращивали или хранили свои запасы продовольствия. У Амтина не было проблем с едой, и он мог легко приготовить себе какое-нибудь вкусное блюдо.
Вокруг его пещеры было много дров, а когда был солнечный день - было достаточно тепло и можно было смотреть в бескрайнее синее небо.
Также было много деревьев и часто можно было наблюдать диких животных.
У йогина могла появиться определенная гордость – «Я практикую Дхарму. Я очень счастлив, для меня очень комфортно находиться здесь. Здесь нет негативных эмоций, нет трудностей и препятствий. Я по-прежнему молод».
После 6 лет затворничества практика Амтина на самом деле была на высоте. Но тогда он подумал – «Хорошо, но кто знает, может эта практика только сделала из меня безмятежного овоща?»
Он решил посоветоваться со своим Гуру – Камтрулом Ринпоче – «Не лучше ли будет, если я отправлюсь практиковать в устрашающее, дикое, труднодоступное  место, в котором тяжело достичь комфортного пребывания?» На что Камтрул Римпоче ответил  - « Да, непременно, ты должен отправиться для практики в такое зловещее место» и он дал указания, где можно посмотреть место для пристанища.
Добравшись до места, Амтин обнаружил огромную пещеру, в которую не мог проникнуть ни один лучик солнца.
Вечерами большая стая голубей совершала полеты внутри, сопровождая это сильным шумом и загаживая все вокруг.
amtin-02

 

В первый день это стало для него большим сюрпризом. Для собирания воды для питья, которая стекала со скал внутри пещеры, Амтин поставил несколько посудин, а когда вода накопилась, и он попробовал ее, то вкус был достаточно странным. Позднее он понял, что в воде была моча голубей.
В пещере было холодно, сыро, шумно и жутковато по ночам. Начав практиковать там, Амтин понял, что его былое спокойствие ума улетучилось бесследно.  Он думал тогда – «Моя практика разлетелась на кусочки, теперь, что я могу поделать?»  И он понял, что в прошлом достиг совсем немного, так, что теперь ему действительно нужно заняться практикой. Вначале было особенно трудно из-за неугомонных голубей, порхавших в темноте. Это было похоже на бардо с его состоянием смятения и шумами. Амтин старался культивировать внутреннюю силу ригпа, не  поддаваясь влиянию отвлечений и не давая уму следовать за шумом. Он вновь и вновь стремился сохранить непоколебимость ума. Он оставался в этом месте порядка 6-ти лет. И после, что могло случиться с ним, приятное или неприятное, реально не затрагивало его. Он расслабился. Но это не значит, что он игнорировал все.
Мне верится, что в момент смерти в бардо Амтин, скорее всего, не хотел бы иметь похожих приключений.
Для него все эмоции, их проявление, это не что иное, как экспансия ригпа. Другими словами он обрел свободу. Пока мы не достигнем этого уровня, то нам нужно поддерживать практику. Мы должны взрасти для этой свободы. Соизмеряя свои способности с силой эмоций, которые всплывают в нас. Мы должны выйти за пределы того существования, в котором эмоции способны похитить нас, мы должны обороняться против них или попытаться освободиться от них. Мы достигаем этого постепенно, по мере того, как обретаем стабильность и уверенность в эссенции пустоты, природе осознавания и неограниченных способностях.
Затем мы осознаем, что эмоции не обязательно увлекают нас и нам тоже не нужно за ними гоняться. Мы не должны их предотвращать или подавлять. Наоборот, мы просто пощволяем им быть, спонтанно и естественно, станавясь украшением ригпа. В 37 лет Токден Амтин покинул Тибет в связи с китайской аккупацией и отправился в северо-восточную Индию, где останавился в Dalhouse, что в Химачал Прадеш (H.P.). Амтин-ла оставался в Далхаусе с другими токденами и монахами Кхампагара, пока 8-й Камтрул Ринпоче подыскивал землю под поселение. В итоге Кхамтрул Ринпоче нашел подходящее место в долине Кангра (H.P.) и назвал свой новый Кхампагар - Ташиджонг, что значит благоприятная долина. В это время каждый ринпоче, токден, монахи и монахини, а также простые люди, трудились рука об руку, строя новое поселение. Носили камни и воду из ближайшей реки. Строили новую гомпу. После завершения основного строительства Амтин-ла провел некоторе время в пещерах возле Ташиджонга, практикуя как традиционный йогин, а также жил в ретритном центре в монастыре. Когда он жил в Ташиджонге, то обучал молодых монахов и будущих токденов, а также давал инициации и учения поселенцам. Когда Ани Тензин Палмо начинала организовывать монастырь для монашек, Амтин обучал и давал наставления монахиням в практике и ретрите. Когда Амтин-ла состарился, то поселися в небольшой хижине прямо напротив ретритного центра в Ташиджонге.
tokdens-12983А когда ему было за 70, то перебрался в дом Попа Ринпоче, который был для Амтина, как сын, и всячески поддерживал его. Токден Амтин в это время редко покидал свою комнату, даже отказался от предложения Королевы Бутана посетить ее страну с учениями и инициациями.
Хотя не отказал своим корейским ученикам, которые выступили с предложением посетить пещеру Маратика, что в Непале, где делал практику Долгой Жизни (Амтин был в Маратике два раза один раз добирался до пещеры пешком, второй на вертолете). Амтин постоянно практиковал в своей комнате и не отказывал никому, кто нуждался в его обучении или совете, в приеме. Даже когда будучи очень больным, он продолжал принимать посетителей, всегда показывая совершенные искусные методы, спокойствие и силу его мудрости. Всю свою жизнь он постоянно был примером истинного практикующего Дхармы и великого йогина, не увлекаясь комфортом и удобствами, продолжая постоянно практиковать. Его неугасаемое стремление делать все для продолжения своей практики можно сравнить с подвижничеством Миларепы, о ком Амтин постоянно упоминал и рассказывал истории из его жизни. Между нами, я верю, что Токден Амтин и был Миларепой" - Цокни Ринпоче. Это история от Ани Тензин Палмо, показывающая поразительное отношение Токдена Амтина - "В Тибете один старый токден, которого звали Амтин, медитировал на краю пропости, чтобы не впадать в сонное состояние. Он годами жил на воде и цампе. Когда провизия заканчивалась, Амтин питался тем, что оставалось от животных, которых задирал леопард. В один день леопард застал его рядом с задранным оленем и начал преследовать его. Амтин осознал в тот момент, как он, до сих пор,  привязан к еде, побросал куски оленины и быстро побежал к пещере, где продолжил медитировать на пустой желудок. Всякий раз, когда ученики спрашивали его совета об их жизни в миру, Амтин-ла все время отвечал, что только практикуйте. "Должен ли я учить тибетский язык? - "Да, конечно можешь, но лучше делать свою практику". "Далай Лама в Дхарамсале дает учения, стоит ли ехать?" - "Учение Далай Ламы это очень полезно, но лучше оставаться в одном месте и делать свою практику, пока на ягодицах не появятся мозоли".
Токден Амтин ушел из этого мира в 84 года в спокойном расположении духа.  Это была пятница, первое июля 2005 года, 25 день (День Дакини) по тибетскому календарю.
Дорзонг Ринпоче, Чогьял Ринпоче и Цокни Ринпоче были вместе с ним и помогали ему. Они
были с Амтиным в последние его часы. Вокруг царила атмосфера спокойствия, и процесс умирания прошел достаточно мягко. Раньше Токден Амтин испытывал мучительные боли, но за день до смерти они отступили. В свои последние часы он был погружен в покой и уходил подобно догорающему огоньку. Время от времени он открывал глаза и его взгляд был ясный и сконцентрированный, хотя у него уже не было сил на движения и речь. Во время смерти Дорзонг Ринпоче шепотом  на ухо давал инструкции-напоминания об изначальной ясности ума. В 19 часов 15 минут Токден
 
Амтин умер. Он поддерживал тугдам в течение полутора дней, были различимы тонкие признаки жизни. Никто не входил в комнату в это время, и снаружи поддерживали тишину.
В эту ночь молодые токдены пришли к дому Амтина и провели до утра в медитации, соединяя свои умы с умом Гуру и прощаясь с ним.
Когда тугдам Токдена Амтина завершился, все ринпоче и монахи Ташиджонга пришли на прощальную церемонию с ритуальными шарфами и проделали подношение гуру «Лама Чодпа». Все
были очень спокойны. Они совершали молитвы Махамудры и объединяли свои умы с умом их него учителя. В конце все жители и гости поселения пришли выразить Амтину свое уважение. Тело Токдена Амтина после завершения церемонии было омыто водой с ароматными маслами, завернуто в одежды и помещено в контейнер с солью на 4 года. Пока тело находится в его комнате в деревянном коробе. После завершения строительства усыпальницы, которая будет выполнена в традиционном стиле и будет включать  пространство для медитаций, тело Амтина будет помещено туда в обрамлении из серебра и меди.
Токден Амтин посвятил свою жизнь интенсивному йогическому обучению в Ташиджонге. Хотя традиционно токдены передают учения только младшим токденам своей линии, Амтин-ла, благодаря своему большому состраданию, учил и давал инструкции по практике ученикам со всего мира. Уход Амтина был отмечен благоприятным знаком, на небосводе можно было наблюдать комету.

Вы здесь:   Разные новостиЛама Сонам Зангпо распознал известных воплощенцев