Лама Сонам Занпо являлся одним из важнейших представителей тантрического буддизма двадцатого столетия распространенного

в Бутане. Стоит отметить, что он был учителем Королевской семьи, а также одним из основных учеников, или сущностным сыном (thugs srasвлиятельного учителя известного, как в Тибете, так и в  большинстве стран Гималаев Токдена Шакья Шри (1853-1919). Впоследствии вокруг Ламы Сонама Занпо создалась его собственная линия последователей. Даже из Ладакха и Киннаура к нему в Бутан приезжали ученики за наставлениями и  передачей учения.

Лама Сонам ЗанпоЛама Сонам Занпо родился в 1892-м году во влиятельной семье Курто Рюлинг (Kur toe rus gling) и, очевидно, имел связи с королевской семьей  (в то время семья Trongsa Ponlop). Он родился в период стремительных исторических изменений в Бутане, и с раннего возраста единственным его интересом была Дхарма. Это привело его в монашескую общину  Лхундрубце Дзонга (Lhun grub tshei rdzong), где он недолгое время обучался, перед тем как отправиться в Тарпе Линг (Thar pai gling) в Бумтане (Bum thang), где он выполнял свою практику Нёндро. (Nyoshul Khenpo, 2005: 443) Нёошюль кенпо (smyo shul mkhan po 'jam dbyangs rdo rje) (1932-1999), автор одного из самых полных жизнеописаний Ламы Сонама Занпо, пишет,  что в юности он путешествовал в Кхам, где обучался у Шакья Шри и пробыл там “более двенадцати лет” (Nyoshul Khenpo, 2005: 443).  Если брать 12 лет за точку отсчета, то, возможно, он отправился в Кхам в 1907-1908 году, и было ему тогда около шестнадцати лет. Он обучался у Шакья Шри в Кхаме и Цари вплоть до смерти своего учителя в 1919 году. По волеизъявлению Шакья Шри его сыновья и ученики восстановили главные ступы в Долине Катманду в период с 1919 по 1921 год, и Лама Сонам Занпо принимал в этом активное участие. Он также стал очень известным учителем среди последователей знаменитого Токдена и даже обладал титулом “сердечный сын” (thugs sras), которого удостаивались только самые близкие и способные ученики Друбванга. После смерти своего учителя Лама Сонам Занпо несколько лет обучал последователей Шакья Шри в Ки пху (Пещера Счастья) в Цари, а затем вернулся в Бутан. Там он быстро стал признанным учителем и основал уникальную религиозную общину. 

Особенность общины Ламы Сонама Занпо

У общины Ламы Сонама Занпо не было основного монастыря или ретритного центра: уникальность состояла в том, что она перемещалась каждые несколько лет, напоминая тем самым гар (sgar), странствующие религиозные поселения, которые были распространены в Восточном Тибете (Jacoby, 2007: 122) taktsang 1Община постоянно перемещалась и останавливалась в труднодоступных местах. Согласно свидетельствам некоторых из его учеников, Лама Сонам Занпо нигде не задерживался более чем на три года.  Нёошюль кенпо так описывает его передвижения: В течение продолжительного времени Лама Сонам Занпо устанавливал знамя победы в духовной практике на всех основных святых местах и местах достижения реализации в Тибете и Бутане. Он практиковал в Цари, скрытой долине Kхенджонг, в Такцанге, что в Бутане, и других сакральных местах — никогда не прерывая ежедневную садхану - четыре сессии в день. Сонам Занпо не провел ни одного дня в мирской атмосфере городов и деревень, уходя  в горные и уединенные места, отдаваясь целенаправленно духовной практике, концентрируясь на самой сути … Он давал ученикам пояснения к таким глубоким учениям как Шесть Йог Наропы и Дзогчен. (Nyoshul Khenpo, 200:444) Согласно свидетельствам Ригдзина Вангчуга, в период   между 1939 и 1961 годами Лама Сонам Занпо жил в месте известном как Kхенпа Джонг (Mkhan pa ljongs - Долина  ведующих), сокрытая земля Гуру Ринпоче в Восточном Бутане, которая была впервые открыта тертоном Пемой Лингпой (Pad ma gling pa) в 14-м веке. Это очень удаленная область. Согласно религиозным толкованиям  Kхенпа Джонг существует и сегодня как потаенная земля, недоступная для обычного мирского восприятия. Место, где по преданиям сокрыта Kхенпа Джонг, находится на севере от Куручи, это около трех дней пешего пути из Лхунце Дзонга. Этот район является удаленным, и добраться туда можно только по скользкой и чрезвычайно опасной тропе.  Около 50-ти веревочных лестниц встречаются на тропе, вьющейся по крутым пологим склонам, и пересекающую многочисленные горные ручьи. Один неверный шаг и путник может упасть в пропасть. Использовать лошадей для передвижения по горной тропе можно лишь только в первый день путешествия.Lama Sonam Zanpo Rinpoches

Переезд Ламы Сонама Занпо в Курщион

Cудьба места, которое сейчас воспринимают, как “непригодные для жизни заросли бамбука”  Ригдзин Вангчуг описывает следующим образом: … во времена Ламы Сонама Занпо там было около шестидесяти двух хозяйств, которые полностью посвятили себя практике Дхармы.  18 июня 1961-го года там родился Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче. Через четыре месяца после его рождения место, которое находилось недалеко от границы с Тибетом, опустело, так как было напряженное состояние в связи с китайско-индийским военным конфликтом в 1962-м году. Дзонгсар Кхьенце вспоминает, что когда его родители и бабушки-дедушки жили там, это была настоящая деревня, а потом все внезапно исчезло, как в сказке. (Wangchuk, 2004:48) Китайско-индийский военный конфликт послужил причиной тому, что община Ламы Сонама Занпо опять пришлось переместиться в другое место. В 1962 Лама Сонам Занпо принял решения и основал новое поселение в Курщионе рядом с Дарджилингом, недалеко от границы с Бутаном.

Ступа в Курщионе

 Почему он выбрал именно это место точно неизвестно. Возможно, из-за нестабильной гео-политической обстановки на границе, или, возможно, он получил приглашение от одного из своих многочисленных учеников.    В Курщионе деятельность Ламы Сонама Занпо не отличалась от активности в других местах, где останавливались его последователи. Лама большую часть времени поддерживал медитативное состояние и обучал учеников индивидуально и в группах. Местные жители вспоминают, что жил он достаточно просто. Примечательно, что хижина Ламы была запечатлена в документальном фильме “Послание Тибетцев”, который снял французский режиссер Arnaud Desjardins в 1966-м году. В этом удивительном фильме запечатлена обычная жизнь тибетцев, которые приехали в Индию в начале шестидесятых годов. Лама Сонам Занпо дает режиссеру пояснения к выполнению медитации по наблюдению за деятельностью ума в разделе о Тантре. Этот фильм примечателен тем, что там показана практика буддийской йоги учеников Ламы под его наблюдением, а также простота бытовых условий, в которых занимались и жили практикующие. В этом фильме также показаны посетители Ламы Сонама Занпо, которые обходят только построенную ступу (она существуют и до сих пор). Видно, что многие из Бутана, но есть также покровители и спонсоры из местных народностей, таких как невари, сабба, лебча жители Сиккима. Часто навещали Ламу и гости с Тибета.  Три года прожив в Курщионе, Меме Лама Сонам Занпо вернулся в Бутан, где он продолжил активно обучать вплоть до своей смерти в 1984. Он остается уважаемым бутанским религиозным деятелем, и его ученики и члены семьи (особенно его внук Дзонгсар Кхьенце Ринпоче) являются важнейшими фигурами в сохранении и развитии буддизма в Бутане. Его влияние простирается далеко за пределы Бутана. В частности, в семидесятых годах он был ответственным за печать и распространение собрания работ своего учителя Шакья Шри. Его вклад в продолжение этой линии передачи нельзя оценить.  Хотя Лама Сонам Занпо прожил в Курщионе чуть более трех лет, он оставил неизгладимое впечатление: сегодня, спустя вот уже полвека, местные жители вспоминают о нем с большой любовью за его теплоту и доброту. Его духовная сила также в почете, о чем свидетельствуют усилия нингмапинского ламы построить монастырь на месте простой хижины, в которой жил Сонам Зангпо. Поселение Меме Ламы Сонама Занпо в Курщионе было временным, так же как и его другие места ретритов, которые и не планировались быть долговечными. Однако ступа, которая была построена еще при Ламе Занпо, привлекает паломников со всех Гималаев. Эта ступа может служить одним из священных мест за пределами Бутана связанных с жизнью Ламы. Благодаря почитанию, с которым к нему относятся в Восточных Гималаях, в таких районах как Сикким, Западная Бенгалия и Аруначал Прадеш, это место не забудется и будет одним из священных, связанных с Ламой Сонамом Занпо, который является преданным практиком Дхармы и великолепным наставником практикующих Гималаев.

Перевод на русский язык - Лилии Тихомировой.

Вы здесь:   Разные новостиЛама Сонам Зангпо распознал известных воплощенцев